Роль микропредприятий в инновационном развитии регионов РФ

Основным конкурентным преимуществом небольших предприятий во многих развитых странах в настоящее время являются инновации. Инновационная активность микропредприятий в России остается за рамками отчетности и специальных исследований. Поэтому цель исследования заключалась в выявлении взаимосвязи результатов деятельности микропредприятий с инновационной активностью предприятий в регионах. В качестве источников информации использованы статистические сборники Росстата, а также материалы независимых исследований. В качестве объектов выступали 80 субъектов федерации, метод исследования — корреляционный и регрессионный анализ. В статье основное внимание уделено возможности косвенной оценки инновационной активности микропредприятий в регионах, поиску факторов и форм их взаимодействия, которые способствуют развитию потенциала этой многочисленной группы хозяйствующих субъектов. В результате выявлено, что наибольшую взаимосвязь с инновационной активностью имеет показатель интенсивности распределения микропредприятий, усиленный влиянием посредника (медиатора), в качестве которого выступает индекс электронного развития региона

Ключевые слова: малый бизнес, микропредприятия, инновации, инновационная активность, региональное развитие, индекс электронного развития регионов, регрессионный анализ

Список используемой литературы

1. Annual Report on European SMEs. 2014/2015. http://ec.europa.eu/growth/smes/business-friendly-environment/performancereview/index_en.htm.

2. M. S. Abdullahi, A. Abubakar, R. L. Aliyu, M. B. Umar. Empirical review on the determinants influencing firm performance in developing countries//International Journal of Scientific and Research Publications. Volume 5. Issue 6. June 2015.

3. A. F. Hayes. Beyond Baron and Kenny: Statistical Mediation Analysis in the New Millennium//Communication Monographs. Volume 76. Issue 4. December 2009. P. 408-420.

4. Moeljadi, Ratnawati, Pramono, Yuniarsa. The effect of government role as a mediation variable in the relationship between orientation entrepreneurship, innovation and market orientation on business performance//International Journal of Business, Economics and Law. Vol. 8. Issue 2 (Dec.). 2015. P. 9-14.

5. Sengaloun Inmyxai, Yoshi Takahashi. Determining the applicability of feminist theories by examining the mediation and moderation effects on noneconomic performance in Lao micro, small, and medium-sized enterprises//Gender in Management: An International Journal, Vol. 26. Issue 7. 2011. P. 457-482.

6. Survey on the access to finance of Small and Medium-sized Enterprises in the Euro area, European Central Bank, April 2014. https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/other/accesstofinancesmallmediumsizedenterprises201404en.pdf??da920468528300ff549d8cc95522eb81.

7. Е. В. Быковская. Инновационная деятельность малых предприятий как фактор роста эффективности их функционирования//Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. № 10-12 (31). 2010. С. 268-273.

8. О. Р. Верховская, М. В. Дорохина. Глобальный мониторинг предпринимательства. Отчет Россия 2010 г. СПб.: Высшая школа менеджмента СПбГУ, 2011.

9. О. В. Григорьева. Инновационный характер развития — фактор повышения конкурентоспособности малого предпринимательства//Гуманитарный вестник, вып. 6, 2013. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/econom/hidden/79.html.

10. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2010-2011; 2013-2014. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации/Под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова, С. Б. Шапошника. М.: 2012, 2015.

11. А. В. Кириллов. Международный опыт развития малого и среднего инновационного предпринимательства и возможности его применения в российской экономике. Диссертация на соискание ученой степени к. э. н. 2015. https://guu.ru/files/dissertations/2015/10/kirillov_a_v/dissertation.pdf.

12. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации/Под ред. Л. М. Гохберга. Вып. 4. М.: НИУ ВШЭ, 2016.

13. Сборник «Малый и средний бизнес в России в 2010 г. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/obsled_rus/tom1/itog-pdf/010.pdf.

Авторы