Моделирование компетенции в технологиях цифрового образования

Изложены основные положения методологии моделирования компетенции, инвариантной к предметной области, виду деятельности и психолого-педагогической платформе. Ядро методологии — систематика расширяемых метамоделей и метаметодов, адаптируемых к условиям применения с помощью механизма профилирования. Методология направлена на создание условий для взаимодействия систем и сервисов, составляющих цифровое образование, оперирующих описаниями компетенции, за счет возможностей гибкого выбора уровня такого взаимодействия, хорошей структуризации и формализации информации, выделения единиц описания компетенции, многократно используемых в разных контекстах, а также применения онтологического подхода. Еще одно назначение методологии — формирование базиса для реализации умных свойств технологий цифрового образования: адаптивности, способности вести логические рассуждения, самообучения, способности прогнозирования и предсказания. Приводятся основные результаты методологии

Ключевые слова: единица компетенции, информационно-образовательная среда, моделирование компетенции, метамодель, онтология, репозиторий компетенции, электронное обучение, цифровизация, цифровая экономика

Список использованных источников

1. Россия онлайн? Догнать нельзя отстать. Отчет The Boston Consulting Group, 2016.

2. Цифровая Россия: новая реальность. Отчет Digital McKinsey, 2017.

3. The European Qualification Framework for Lifelong Learning. https://ec.europa.eu/ploteus/sites/eac-eqf/files/leaflet_en.pdf.

4. CWA 16234-1:2014. European e-Competence Framework 3.0. A common European Framework for ICT Professionals in all industry sectors. Brussels : CEN, 2014.

5. CWA 16234-2:2014. European e-Competence Framework 3.0. User guide for the application of the European e-Competence Framework 3.0. Brussels : CEN, 2014.

6. CWA 16234-3:2014. European e-Competence Framework 3.0. Building the e-CF — Methodology documentation. Brussels : CEN, 2014.

7. M. Cocoli, A. Guercio, P. Maresca, L. Stanganelli. Smarter Universities: A Vision for the Fast Changing Digital Era, 2014.

8. Competence-based learning. A proposal for assessment of generic competences/Ed. A. V. Sanchez, M. P. Ruiz. Bilbao: University of Deusto, 2008. 334 p.

9. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад университетов в Болонский процесс. Tuning General Brochure. 2007. http://www.unideusto.org/tuningeu/documents.html.

10. А. И. Горылев, Е. А. Пономарева, А. В. Русаков. Методология TUNING: компетентностный подход при определении содержания образовательных программ: электронное методическое пособие. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2011. 45 с.

11. J. Winterton. What Is Competence?//Human Resource Development International. Vol. 8. № 1. P. 27-46. 2005.

12. ILEE Std 1484.20.1-2007. ILEE Standard for Learning Technology — Data Model for Reusable Competency Definitions, 2008.

13. OWL 2 Web Ontology Language Document Overview (Second Edition). W3C Recommendation 11.12.2012. https://www.w3.org/TR/2012/REC-owl2-overview-20121211.

14. IMS Question and Test Interoperability (QTI): Overview Version 2.2. 2015. http://www.imsglobal.org/question/qtiv2p2/imsqti_v2p2_oview.html.

15. А. И. Башмаков, В. А. Старых. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 719 с.

Авторы